ТЕОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗУМПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ СВЕРХНОВОЕ ВРЕМЯ ТАМ И ВСЕГДА ДВА ИМЕНИ ОДНОГО БОГА МЕССИАНСКИЙ КВАДРАТ ДЕНЬ ШЕСТОЙ ТАМ И ВСЕГДА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ КУЛЬТУРА И КУЛЬТ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕРЕШИТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ШМОТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ВАИКРА НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕМИДБАР НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ДВАРИМ HOME POLISH ENGLISH HEBREW E-MAIL ФОТОАЛЬБОМ ПУБЛИЦИСТИКА ИНТЕРНЕТ
НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - Праздники
top.mail.ru

НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ

ПРАЗДНИКИ И ДАТЫ

Пост Гедалии


ПОСТ ГЕДАЛИИ (5762 - 20.09.01)

Последнее звено трагедии

В свое время, обращаясь к теме поста 9 аба, я писал, что это уникальный траур, посвященный уникальной трагедии. Я писал, что это не только пост, но одновременно и голодовка протеста, ибо одна из главных целей этого поста - выразить свое полное эмоциональное неприятие политической действительности – утраты Сиона.

Причем существенно и необычно здесь прежде всего то, что это неприятие выражается по отношению к политической действительности, установившейся не вчера и даже не год назад, а вот уже два тысячелетия! Побежденный и изгнанный из родной земли народ обычно скоро смиряется со своим положением и не делает трагедии из территориальных потерь столетней давности. Но евреи на протяжении веков продолжают не соглашаться с утратой своего Храма так же остро и категорично, как если бы он был разрушен месяц назад. Поэтому-то и можно сказать, что пост 9 аба - это уникальный траур по уникальной трагедии.

Однако в этой связи у кого-то может возникнуть вопрос: а как же тогда другие посты, как же тогда пост Гедалии, который еврейская община держит сегодня, 3 тишрея (19 сентября)? Ведь и по Гедалии плачут уже более двух тысяч лет?

В самом деле, за минувшие тысячелетия еврейский народ пережил множество страшных трагедий, и ни одна из них не удостоилась общенационального траура, но в то же время гибель одного мало кому известного человека вдруг почему-то отмечается всеобщим постом на протяжении вот уже двух с половиной тысячелетий. Что это значит?

Дело в том, что убийство Гедалии – это не только самостоятельное прискорбное событие еврейской истории, но также и последнее звено в цепи эпизодов, связанных с разрушением первого Храма. Пост Гедалии как раз дополнительно подтверждает тезис об уникальности траура 9 аба, ибо именно к нему он в последнем счете привязан. Мы постимся, вспоминая об убийстве Гедалии 3 тишрея подобно тому, как 17 тамуза мы постимся, вспоминая о первой бреши в стенах Иерусалима (во времена первого Храма пролом был сделан 9 тамуза, но было решено присовокупить эту траурную дату к 17 тамуза, когда был совершен пролом во времена Второго Храма).

Те четыре поста, которые традиция предписала соблюдать всем поколениям евреев, имеют каждый свой собственный повод. Но одновременно все эти четыре поста посвящены также и одной общей уникальной трагедии - все эти посты так или иначе связаны с разрушением Храма. И именно это обстоятельство сделало их постами для всех евреев, всех времен.

Так пост 10 тевета установлен в память о начале осады Иерусалима Навухаднецером, пост 17 тамуза приурочен к первому пролому в стене Иерусалима, 9 аба – это дата самого разрушения Храмов – Первого и Второго, а 3 тишрея – убийство Гедалии, это финальный аккорд разрушения первого Храма, точнее его последнее следствие - полное изгнание евреев из Эрец Исраэль.

Действительно, разрушение первого Храма и изгнание народа были поэтапными, и именно после гибели Гедалии еврейский народ окончательно потерял свою страну.

Вот краткая последовательность тех событий: после смерти провавилонски настроенного царя Иешаягу на иудейский трон сел его сын Иегоахаз. Однако египтяне заменили его своим ставленником Иегоякимом и превратили Иудею в свою данницу. Но в 605 году до н.э. Навухаднецер разгромил египтян и покорил Иудею. Долгие годы евреи мирились со своим подневольным состоянием, но в 598 году до н.э. Иудея вновь выступила на стороне Египта. В ответ Вавилонский царь пленил иудейского царя Иехонию и всю национальную элиту, в том числе царедворцев, военных, оружейных мастеров и т.д. Общее число плененных составляло десять тысяч человек. Над оставшимися на родине Навухаднецер поставил наместником царя Цидкиягу. Но в 591 году Цидкиягу возглавил восстание против Вавилона, надеясь на поддержку Египта (пророк Иермиягу был противником этого восстания).

В 588 году Навухаднецер вновь двинулся в поход на Иудею. После двух лет осады Иерусалим пал. Вот как описывается это во 2-ой книге Мелахим (25.8-12): «Пришел в Иерусалим Невузарадан, старший палач, раб царя Вавилонского. И сжег он дом Господен, и дом царский, и все дома в Иерусалиме: все дома знатных людей сжег он огнем. И все войско Касдим, что пришло со старшим палачом, разрушило стены вокруг Иерусалима. И оставшихся людей, которые оставались еще в городе и переметнувшихся к царю Вавилонскому, и оставшуюся массу народа Невузарадан, старший палач, изгнан из страны. Но оставил старший палач некоторых из бедного люда».

Над этими «некоторыми из бедного люда» и был поставлен наместником Гедалия. Однако уже через два месяца он, как «коллаборационист», был убит одним из членов царской семьи. После этого из Иудеи исчезли даже те «некоторые», которые еще оставались: часть была вывезена в Вавилон, часть бежала в Египет.

Страх небес и страх плоти и крови

Итак, гибель Гедалии явилась последним звеном в той трагедии, главным символом которой служит разрушение Храма. И прежде всего именно это обстоятельство является причиной того, что этот пост предписано соблюдать всем поколениям евреев. Но было бы странно, если бы эта трагедия не имела бы так же и своего собственного смысла. Каков же он? Что в этой истории содержится важного и примечательного, что сохраняет актуальность для всех времен?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вдуматься в общую политическую обстановку того периода, понять, что Израиль находился в поле противоборства двух сверхдержав - Вавилона и Египта. По всей видимости, царь Иешаягу предвидел, что Египет падет, а Вавилон возвысится. Поэтому в своей политике он несколько склонялся к Вавилону. Однако в пору Иешаягу Египет был еще силен, он был разгневан провавилонскими настроениями своего соседа и своими перестановками в Иерусалимском дворце полностью подчинил себе Иудею. Когда же Иудея оказалась захвачена Вавилоном, именно проегипетские настроения ее царствующего дома привели к резкой реакции Навухаднецара.

Возможно, маленькая страна, находящаяся в поле интересов двух мощных держав, должна вести себя именно так, т.е. она должна интриговать и искать покровительства у более сильного государства. Однако Иудея была не только маленькой страной, она была также еще и союзницей Всевышнего. А реальные политики этого как раз не учитывали. Они продолжали искать более «правильного» покровителя в ущерб единственно Праведному. Все расчеты и надежды политиков обращались против них и привели к катастрофе. Иешаягу и всем тем правителям, которые пришли после него, следовало не столько выбирать между Египтом и Вавилоном, сколько укреплять союз между Израилем и Всевышним. Ибо, как мы знаем из книг пророков, битвы, которые ведут между собой великие державы, совершаются в контексте взаимоотношений Всевышнего со своим народом, а не наоборот.

Однако после разрушения Храма, после падения Иудеи задача еще более осложнилась. С кем вступать в союз? Со своим врагом, разрушившим Храм? Или с врагом своего врага? Общий принцип оставался тем же, следовало крепить союз со Всевышним, и именно к этому стремился Гедалия. Он стремился сохранить остающийся в Эрец Исраэль народ, лишь учитывая политическую действительность, но не пытаясь на нее повлиять. Он видел свою задачу в том, чтобы сохранить на Святой земле хотя бы следы еврейского присутствия. И то, что его дело провалилось, что оно было разрушено «политиками», достойно вековой скорби. После убийства Гедалии расторглась связь народа с Землей: в тот раз всего на несколько десятилетий, но в следующий - уже на значительно больший срок.

И нашему поколению особенно близки и понятны вечные аспекты этой истории. Ведь уроки, которые выносят сегодня сионисты из происходящего, в сущности те же. Единственное, что в наше смутное время остается делать – это полагаться на Всевышнего и держаться за Эрец Исраэль.

Когда рабби Йоханан бен Закай умирал, ученики просили его благословить их. Он сказал: «Да будет воля Его на то, чтоб вы страшились Небес, как страшитесь плоти и крови». Сказали ему «Учитель! Лишь настолько?!» Сказал он им: «Дай-то Бог! Ведь когда человек преступление совершает тайком, он думает, что его никто не видит». (Брахот 23б)

О том, чтобы мы боялись Всевышнего так же, как боимся «плоти и крови», сегодня никто уже и не мечтает. Сегодня нам заполучить хотя бы половину того страха, хотя бы его треть.

Если бы израильтяне хотели понравиться Всевышнему вполовину того, как они хотят понравиться американцам и французам, никому бы и в голову не пришло, что от евреев можно требовать раздела Иерусалима.

Если бы израильтяне боялись Всевышнего хотя бы в три раза меньше, чем они боятся террора, то они бы давно отправили Арафата в Тунис, а точнее, просто никогда бы его в Израиль не впустили.

И когда мы постимся в память о гибели Гедалии, мы постимся не только о разрушении Храма, но и о нашей собственной извечной неверности Завету.


 

Недельная глава Торы -

Aryeh Baratz: arie.baratz@gmail.com      webmaster: rebecca.baratz@gmail.com