ТЕОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗУМПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ СВЕРХНОВОЕ ВРЕМЯ ТАМ И ВСЕГДА ДВА ИМЕНИ ОДНОГО БОГА МЕССИАНСКИЙ КВАДРАТ ДЕНЬ ШЕСТОЙ ТАМ И ВСЕГДА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ КУЛЬТУРА И КУЛЬТ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕРЕШИТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ШМОТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ВАИКРА НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕМИДБАР НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ДВАРИМ HOME POLISH ENGLISH HEBREW E-MAIL ФОТОАЛЬБОМ ПУБЛИЦИСТИКА ИНТЕРНЕТ
НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - Праздники
top.mail.ru

НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ

ПРАЗДНИКИ И ДАТЫ

Сфират-hа-Омер

СИОНИСТСКИЙ ПЕРЕКРЕСТОК (5781-2021)
ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ 1945-го (5779-2019)
ВРЕМЯ СОЛИДАРНОСТИ? (5775-2015)
ГЕРОИ И МУЧЕНИКИ (5771-2011)

СИОНИСТСКИЙ ПЕРЕКРЕСТОК ("Лаг ба-Омер" 5781 - 29.04.2021)

Как за счет Пятидесятницы красиво делится еврейский год, так Лаг ба-Омером красиво делится сама Пятидесятница.

Семинедельная связка

Лаг Ба-Омер. Чем примечателен этот праздник? Обычно в связи с этой датой упоминаются два разнородных события, относящихся к одной эпохе: в этот день прекратился мор среди учеников рабби Акивы - горячих сторонников восстания Бар-Кохбы; а кроме того, в этот день родился и умер рабби Шимон бар Йохай.

Между тем, еще одна - дополнительная характеристика этого праздника усматривается в самом его названии - Лаг Ба-Омер – 33-й день счета омеров, т.е. усматривается в том обстоятельстве, что он привязан не к счету дней месяца ияра, а к разметке 50-ти дневного периода, связывающего Песах с Шавуотом.

Например, праздник Песах Шени празднуется 15 ияра, который является 29-ым днем счета омеров, однако никто никогда не станет его датировать таким способом. В то же время хотя костры по всему Израилю жгут в ночь на 18 ияра, никто об этой дате не вспоминает, вспоминают счет омеров – Лаг-баОмер – 33-ий день.

Что это значит? По-видимому, то, что праздник этот «служебен», что в нем важна его связующая роль между Песахом и Шавуотом, что в нем подчеркивается осмысленность самой этой связи.

В Торе сказано: «И отсчитайте себе от второго дня празднования (Песаха), от дня приношения вами омэра возношения, семь недель; полными да будут они… И провозглашайте в тот самый день: священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте; (это) устав вечный во всех жилищах ваших в роды ваши» (Ваикра 23:15-22).

Самим этим требованием - «отсчитайте» - подчеркивается особая связь между Исходом и дарованием Торы. Ведь любые праздники отстоят друг от друга на какое-то количество дней, однако никого не занимает, насколько именно. Кроме того, Шавуот именуется «ацерет Песах» (пасхальное собрание), т.е. очевидно признается завершением пасхального периода. Однако, эти концы - это начало и это завершение - символизируют два разных аспекта Израиля – Израиля народа и Израиля общины.

Еврейский народ был выведен из Египта, в течение семи недель оставался только народом (хоть и избранным), а на 50-ый день получил Тору, вступил в союз с Создателем. Таким образом, Исход явился днем рождения Израиля как народа; дарование Торы – днем его рождения как религиозной общины.

И Лаг ба-Омер отражает в себе этот дуализм. Он представляет собой некое перепутье. За три дня до Лаг ба-Омера уже была дана заповедь субботы, но весь корпус Закона будет получен на Синае, и главное, на Синае народ вступит в Союз.

Празднование Лаг-баОмера связано как с именем Бар-Кохбы, так и с именем рабби Шимона бар Йохая. Обычай жечь в эту ночь костры с одной стороны объясняется тем, что повстанцы Бар-Кохбы зажгли на вершинах холмов сигнальные огни, оповещающие о начале восстания, а с другой - тем, что перед смертью от рабби Шимона исходил свет.

А ведь в первую очередь эти исторические личности отличались как раз этими качествами: Бар-Кохба был национальным героем, дистанцирующимся от религии, о чем сообщает Талмуд: «Однажды, когда евреи шли на битву, их встретил один из старейшин и сказал: "Бог - ваша помощь". Они ответили: "Пусть Он не помогает нам, лишь бы не мешал". (Талмуд Йерушалми Таанит 4:5)

Рабби Шимон бар Йохай, автор книги Зоар, напротив, был величайшим мудрецом Израиля, постигшим последние тайны Торы.

Таким образом, Лаг-баОмер является своеобразным сионистским перекрестком, является местом встречи «хилоним» и «харейдим». Однако прежде чем рассмотреть, как это проявилось в новейшей истории, стоит обратить внимание, что 33-ий день счета омеров строго математически делит время между Песахом и Шавуотом на две трети и треть, что само по себе «красиво».

Красивая пропорция

Действительно, в живописи, в эстетике действует некое «правило третей». Это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле «золотого сечения».

Золотое сечение, в свою очередь, - это такое неравное разделение («рассечение») отрезка на две части, в котором большая его часть во столько же раз меньше целого, во сколько меньшая часть меньше большей. Пропорция эта округленно составляет 62 и 38 долей. Между тем, именно в такой пропорции делится еврейский год благодаря Шавуоту.

Приведенная выше заповедь счета омеров («до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней») имеет продолжение: «В пятнадцатый день седьмого месяца сего – праздник Кущей, семь дней Господу. В первый день – священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу; в день восьмой («Шмини ацерет») священное собрание да будет у вас» (23:5-36).

Итак, как Шавуот - это спутник Песаха, так Шмини Ацерет – спутник Кущей (Суккот), от которого отстоит на неделю.

Песах и Суккот делят год симметрично: от первого дня Песаха до первого дня Суккота проходит 177 дней и столько же от первого дня Суккота до первого дня Песаха. Между тем от последнего дня, привязанного к Суккоту – Шмини Ацерет (дня возобновления годового круга чтения Торы - Симхот Тора) до последнего дня, привязанного к Песаху – Шавуота (дня дарования Торы) проходит в среднем 220 дней.

Простой расчет показывает, что число дней от Шмини Ацерет до Шавуота в этом случае составляет 0.620… доли от еврейского лунного года. Таким образом, два распирающих годовой круг праздника Торы задают классическую формулу золотого сечения: (не високосный) еврейский год (353-354 дня) во столько раз больше периода времени от Симхат Торы до Шавуота (219-220 дней), во сколько период времени от Симхат Торы до Шавуота больше времени от Шавуота до Симхат Торы (134).

Нетрудно заметить, что децентрализация сечения годового круга, обеспечивающая в нашем случае «божественную пропорцию», достигается за счет пятидесятницы («до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней»).

Таким образом, как за счет Пятидесятницы красиво делится еврейский год, так Лаг баОмером красиво делится сама Пятидесятница.

Ночь победы

Но то, что Лаг-баОмер – это перевалочный пункт, что это - место встречи «хилоним» и «харейдим», дополнительно объясняет, почему величайший враг Израиля – Адольф Гитлер (не делавший разницы между этими крайними группами) – был повержен Богом именно в Лаг-баОмер.

Как это произошло? Исследователи обращают внимание на то, что Гитлер выбрал время своего самоубийства сознательно, что он задумал приурочить его к Вальпургиевой ночи.

Ганс Ульрих фон Кранс в своей книги «Боги Третьего рейха» пишет: «Еще одним аргументом в пользу того, что Гитлер если не полностью шел по стопам сатанистов, то был хорошо знаком и следовал обрядам этой так называемой церкви, является и тот факт, что фюрер покончил с собой в ночь с 30 апреля на 1 мая. Это Вальпургиева ночь, та, в которую нечистая сила достигает своей наибольшей мощи».

Более развернуто и обоснованно об инфернальном смысле гитлеровского самоубийства говорит Д.Х.Бреннер. «Если изучать эти последние дни, то создаётся впечатление, что Гитлер явно что-то выжидал. Фактически, единственным приказом того периода, связанным с реальностью, был тот, в результате которого у запасного выхода из бункера появилось 180 литров бензина. Они предназначались для того, чтобы сжечь в них трупы. Но выжидание было не бесконечным. Если нам, простым смертным, кажется всё равно, в какой день человеку совершить самоубийство, то для Гитлера это было не так. Он выбрал время, и ради того, чтобы смерть наступила в назначенный день, готов был даже рисковать оказаться в руках русских.

Его последний час не выглядел особенно драматично. Он пообедал и, в сопровождении Евы Браун, попрощался за руку со своими приближёнными. Затем новоиспечённые супруги удалились в свои покои. Через несколько минут Ева Браун отравилась. Гитлер застрелился.

Всё это случилось 30 апреля. Тёмный посвященный остался верен своему чёрному кредо до самого конца. Он устроил всё так, чтобы даже его самоубийство стало бы жертвоприношением силам тьмы. 30 апреля — это древний праздник Бельтан, плавно переходящий в Вальпургиеву ночь. В календаре сатанистов это, возможно, самая важная дата».

Между тем в 1945 году Вальпургиева ночь совпала с ночью Лаг-ба-Омера (до этого такое совпадение имело место в 1896 году, после того - в 1983).

Во втором издании своей книги «День шестой» я пишу: «Расчет Гитлера на чары Вальпургиевой ночи был предупрежден другим – Божественным расчетом!

Объявив Израиль своим главным врагом, Гитлер невольно оказался втянут в поле иудаизма, оказался повержен в соответствии с кодами еврейской религии.

Итак, то, что произошло в ночь на 1 мая 1945 года, явилось по существу изящной остроумной мистерией, в ходе которой костры Лаг ба-Омера поглотили пламя сатанинских костров, превратив «жертвенное» тело фюрера в одно из полен, брошенных в еврейские костры.

Лаг ба-Омер, относящийся к Пасхальному циклу, знаменовал собой победу именно этого празднества (продолжающегося до Пятидесятницы). Таким образом, именно в контексте древней Пасхальной победы уместно рассмотреть также и победу над гитлеризмом в Новейшей истории».

Книгу «День шестой» (ее второе дополненное издание) в Израиле можно приобрести в магазинах сети «Исрадон», в России в сети «Читай-город». Электронная версия здесь - https://ridero.ru/books/den_shestoi_1/

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ 1945-го ("Лаг ба-Омер" 5779 - 25.05.2019)

Черная царица Эстер уничтожила своего черного кумира. Чары Вальпургиевой ночи потеряли свою силу, передав ее Лаг ба-Омеру!

День победы

Не так давно мир праздновал 74-ю годовщину победы над нацистской Германией. По еврейскому календарю эта дата еще не наступила. 26 ияра, 41 день счета омеров, который несколько лет назад был наречен в харедимном мире «Днем спасения и освобождения» («Йом а-Йешуа вэ-а-Шихрур»), в нынешнем - 5779 году - будет отмечаться 31 мая.

Между тем еще и до этого последнего майского дня существует одна еврейская дата, на которой в связи с победой над Германией вполне уместно остановиться.

Почему вообще так затянулась эта война? Ведь союзники стали работать над проектом документа о капитуляции еще в январе 1944 года, а осенью того же года договорились, как поделят между собой Берлин. Им было все очевидно, но Германия не торопилась встать на колени.

Бессмысленное ожесточенное сопротивление продолжалось исключительно по инициативе Гитлера. Он вселял надежду в солдат, продолжая твердить о скорой победе и о секретном оружии, которое вот-вот будет применено. В этом смысле датой победы с полным правом можно признать ночь с 30 апреля на 1 мая, когда горело тело прикончившего себя фюрера.

Во всяком случае, так считает историк Д. Х. Бреннан, в следующих словах представляющий цепь тех событий: «Хотя войска антигитлеровской коалиции с каждым часом приближались всё ближе, Гитлер продолжал выжидать. Он вполне мог покончить с собой, например, 22-го апреля, после того как увидел, что штейнеровская контратака провалилась. Он мог выбрать и любой день после… Если изучать эти последние дни, то создаётся впечатление, что Гитлер явно что-то выжидал. Но выжидание было не бесконечным. Он выбрал время, и ради того, чтобы смерть наступила в назначенный день, готов был даже рисковать оказаться в руках русских.

Его последний час не выглядел особенно драматично. Он пообедал и, в сопровождении Евы Браун, попрощался за руку со своими приближёнными. Затем новоиспечённые супруги удалились в свои покои. Через несколько минут Ева Браун отравилась. Гитлер застрелился через рот.

Всё это случилось 30 апреля. Тёмный посвященный остался верен своему чёрному кредо до самого конца. Он устроил всё так, чтобы даже его самоубийство стало бы жертвоприношением силам тьмы. 30 апреля — это древний праздник костров, плавно переходящий в Вальпургиеву ночь. В календаре сатанистов это, возможно, самая важная дата».

В действительности Гитлер застрелился чуть раньше положенного срока - в 15:30, то есть часа за четыре до наступления темноты. Однако из-за непрерывных обстрелов сожжение его тела среди руин рейхсканцелярии (под которыми размещался бункер) началось не сразу и продолжалось 3 часа. Иными словами, в ритуальном плане «всесожжение» фюрера завершилось все же в свой срок, в Вальпургиеву ночь.

Но чары бесовской ночи не сработали. Возрождения нацизма не произошло. Не произошло даже до сего дня. Как это ни поразительно, но в современной столь же толерантной ко всем формам маразма, сколь и антисемитской Европе прямые последователи Гитлера – неонацисты – остаются единственными персонами «нон-грата»! Даже имя фюрера, Адольф, полностью вышло в Европе из употребления (что с изрядной долей остроумия демонстрируется в фильме «Имя» - «Le Prenom» 2012).

Итак, ритуальное самоубийство Гитлера не привело к возрождению нацизма, а напротив, превратило эту ночь в Ночь Победы над ним.

И тому усматриваются определенные «мистические» причины. За гробовой доской Гитлера ожидало два неприятных сюрприза.

Первый сюрприз заключался в том, что ночь, наступившая после его самоубийства, была не только Вальпургиевой ночью, но также и ночью 33-го счета омеров. Ночь на 1 мая совпала в 1945-м году с еврейским мистическим праздником «Лаг Ба-Омер» - праздником Света, годовщиной рождения и смерти автора каббалистической книги «Зоар» («Сияние») рабби Шимона бар Йохая! Как известно, в честь испускаемого «Зоаром» мистического света в ночь на Лаг ба-Омер установилась традиция разжигать костры. В 1945-м году тело Гитлера послужило поленом для этого костра.

Итак, 1-го мая 1945-го года костры Лаг ба-Омера поглотили пламя сатанинских костров, смерть раби Шимона обесценила жертвенное самоубийство Гитлера, и оккультный мрак Вальпургиевой ночи рассеялся в сиянии «Зоара»! А тем самым «Лаг ба-Омер» навсегда стал также и Днем победы – истинным «Йом а-Йешуа вэ-а-Шихрур».

Но в ту ночь Гитлера ожидал также и второй сюрприз, раскрывающий его поражение в предельно мыслимой экзистенциальной полноте.

Гитлер капут

В эти дни на книжные прилавки Москвы и Петербурга поступила моя новая книга «День шестой».

В этом сочинении я показываю, что силы «самой важной даты сатанистов» были подточены несколько раньше – в 1929-м году, когда Первомай совпал с 21-м нисана, когда до Вальпургиевой ночи (второй раз в истории с момента введения юлианского календаря в 46 году до н.э.!) дотянулся последний 7-ой День Песаха.

Какое это может иметь значение? Суть Исхода состоит в «суде над египетскими богами», логика Песаха заключается в «зачистке» исконных языческих сакральных дат. Если в первый день Песаха (15-го нисана), когда в зените зодиака Овна евреями были забиты священные для египтян овны (культ Амона), то в последний день (21-го нисана), приходившийся в том 2448 году на равноденствие (культ Атона), в Тростниковом море была потоплена египетская рать.

Как золото египтян пошло на строительство Скинии, так их сакральные даты превратились в праздники Израиля. Но та же участь, по-видимому, ожидала и Вальпургиеву ночь.

Во всяком случае, этим совмещением дат я объясняю секрет романа «Мастер и Маргарита», в котором Песах, накладываясь по дерзкому замыслу автора на Вальпургиеву ночь («весенний бал полнолуния»), странным образом облагораживает нечистую силу.

В лице своего главного героя - Воланда Булгакову удалось «приручить дьявола», и удалось ему это в частности потому, что действие романа разворачивается в 1929 году.

Анализ текста показывает, что Воланд посетил Москву в ту весну, в которую завязались как роман самого Булгакова с Еленой Сергеевной, так и идея романа Мастера и Маргариты (в то «весеннее полнолуние» Булгаков привел Е.С. на Патриаршие пруды и посвятил ее в свой замысел).

В своей книге я пишу, что в 1929 году Булгаков «метафизически» подготовил «зачистку» Вальпургиевой ночи, которая «физически» произошла только в 1945.

Однако недавно я неожиданно обнаружил, что этой «зачистке» 45-го года в 1929 году было положено также и самое что ни на есть «физическое» основание.

Дело в том, что через пять месяцев после наложения 21-го нисана на 1-е мая, в канун Судного дня, Гитлер познакомился с Евой Браун, которая, как это впоследствии выяснилось, оказалась… еврейкой!

Гитлер так никогда этого и не узнал. На протяжении 15-ти лет он отказывался формально объявлять Еву Браун своей нареченной, утверждая, что он женат на Германии, и не вправе ее с кем-либо делить. Но 29-го апреля, накануне их совместного самоубийства - Гитлер заключил с Евой официальный брак, подписав тем самым пакт о своей полной и безоговорочной экзистенциальной капитуляции.

О том, что в жилах Евы Браун присутствовала еврейская кровь, поведал Эйхман в ходе своего судебного процесса в 1961 году. В середине 30-х он основательнее фюрера покопался в метрических анналах его пассии, но так и не решился обнародовать страшную тайну. Однако в нашем веке свидетельство Эйхмана было подтверждено самым драматическим образом: митохондриальная, т.е. наследующаяся по материнской линии, ДНК Евы оказалась еврейской. С октября 1929 года предметом воздыханий фюрера являлась галахическая еврейка! Если бы не брак с ней, он бы мог еще отбрехаться перед самим собой, но теперь, в преддверии Вальпургиевой ночи 1945 года, ему пришел конец!

Как пишет Эрик Фромм: «Его подруга, Ева Браун, пришла в укрытие, нарушив его приказ, чтобы разделить с ним смерть… Тронутый таким выражением преданности со стороны фрейлейн Браун, Гитлер вознаградил ее, вступив с ней здесь же в законный брак».

Черная царица Эстер уничтожила своего черного кумира. Чары Вальпургиевой ночи потеряли свою силу, передав ее Лаг ба-Омеру. Но развитие этой темы уместно отложить до Пурима.

P.S.
Моя книга «День шестой» в электронном виде пока не опубликована, но ее бумажную версию можно заказать через интернет

ВРЕМЯ СОЛИДАРНОСТИ? ("Сфират hа-Омер" 5775 - 07.05.2015)

Человека невозможно переделать «извне», так как весь он – результат собственной внутренней работы, сопряженной с чрезвычайными рисками, которые никак не страхуются.

Счет омеров

Сегодня, 18 ияра, в еврейском мире отмечается день смерти (и одновременно день рождения) великого мудреца, автора мистической книги «Зоар» - рабби Шимона бар Йохая. Однако эта дата отмечается нами не столько во временных «координатах» обычного календаря, сколько в счете так называемых омеров.

Заповедь Торы «отсчитайте себе от второго дня празднования, от дня приношения вами омэра возношения, семь недель; полными да будут они» (Ваикра 23:15), привела к тому, что события, происходящие между Песахом и Шавуотом, можно приводить в соответствие со счетом омеров (нередко представляемых в виде каббалистической таблицы, в которой каждому дню внутри седмицы, равно как и самой седмице, присвоено имя какой-либо из семи Сфирот).

18 ияра соответствует 33-ему счету омеров – ЛаГ ба Омер, и именно так всеми и именуется.

Столь необычной датировке, и соответственно названию, день этот, впрочем, обязан в первую очередь другому упомянутому в Талмуде (Йевамот 62б) событию – прекращению мора, унесшего жизни тысяч учеников рабби Акивы.

Считается, что именно в память об их гибели народ Израиля держит траур, начинающийся сразу после Песаха и продолжающийся во многих общинах даже до самого Шавуота. По крайней мере, до ЛаГ ба-Омера евреи не устраивают свадеб, не используют музыкальных инструментов, не бреются.

В самом Талмуде такое объяснение, тем не менее, отсутствует. Впервые на связь траурного характера указанного периода с гибелью учеников равви Акивы было указано только в IХ веке равом Натронаем Гаоном, возглавлявшим йешиву в Суре.

Однако имеется и иное объяснение. Так рабби Цидкияу бен Авраам а-Рофе (ХIII век) объяснял траур, соблюдаемый еврейским народом в период между Песахом и Шавуотом, тем, что это тот самый период, в который души грешников очищаются в гееноме.

В Мишне (Эдуйот, 2:10) приводится два мнения относительно того, сколько времени могут продолжаться посмертные страдания. Рабби Акива полагал, что наказание грешных душ длится двенадцать месяцев. Однако, рабби Йоханан бен Нури считал, что оно продолжается лишь 50 дней - от праздника Песах до праздника Шавуот.

Рабби Цидкияу считал, что именно на этом учении о 50-дневном очищении грешных душ в гееноме основывается обычай соблюдать траур в период счета омеров.

Следует отметить, что это объяснение хорошо согласуется с представлением о том, что в момент исхода сыны Израилевы находились на 49-ой ступени нечистоты, еще одна – 50-я - и возврата бы не было. Между тем через 50 дней народ Израиля оказался готов получить Тору, что объясняется именно его восхождением на высшую ступень. Таким образом, период счета омеров соответствует периоду «50-ти-ступенчатого» духовного очищения, и в этом отношении вполне созвучен очистительным страданиям геенома.

Последняя дань

Мне не известно о существовании какой-либо специальной практики, восходящей к толкованию рабби Цидкияу, то есть о том, чтобы кто-либо в период счета омеров в каком-то особом порядке поминал души усопших, да еще бы выражал солидарность с их искупительными мучениями, однако такая духовная потребность, на мой взгляд, явно наличествует.

Действительно, с одной стороны никто не вызывает такого сочувствия, как человек, мучающийся в гееиноме (по словам Рамбама, легче вытерпеть 70 лет мучений Иова в этом мире, чем одно мгновение в гееноме), а с другой, в той или иной мере, мучений этих не избежать никому, как сказано: «даже если он совершенный праведник, должен пройти через гееном» (Эвен шлема» 10:15).

Сколько людей ушло из этой жизни неблагополучными и сломленными, сколько людей умирает в скуке, страхе и отчаянии, а иные даже и сами накладывают на себя руки. Какие страдания выпадают на долю этих душ, на долю тех, кто оказались неспособны вынести пытку загадочного человеческого бытия? Мы не знаем этого, но мы знаем, что соучастие очень часто облегчает страдание - определенно облегчает его в сем мире и, по-видимому, должно облегчать также и в мире Грядущем. А тот, кто верит в то, что «награда за заповеди бесконечна, а возмездие за грехи конечно», не может не сострадать заточенным в гееноме душам с надеждой на их избавление.

Однако не только грешники, не только запутавшиеся люди томятся в посмертии. Уже из одного широко-документированного векового опыта общения с приведениями становится ясно, что жертва преступления может быть захвачена в водоворот страстей и не находить себе покоя. Любая душа «взывающая к отмщению», любая невинная жертва несомненно заслуживает двойного сострадания, двойного – потому что, возможно, она не выдержала непомерную тяжесть возложенного на нее испытания. Но и ее участь не самая ужасная.

Очень жаль тех людей, которые хотели быть праведными и не справились, но особый трепет вызывают те, кто решили праведниками не быть и с задачей этой справились превосходно.

Когда слышишь о злодействах, и даже видишь их запечатленными на экране самими злодеями, то невольно охватывает трепет: неужели у этих существ не имеется никакого шанса переметнуться на сторону жизни?!

Неужели после смерти, которой мы им всем сердцем желаем, их души ждет в гееноме полное уничтожение? Неужели же встреча с Истиной ничего не изменит в однажды совершенном ими выборе? Неужели злодей будет держаться своей «правды», будет стоять за свой выбор до самой вечной смерти?

При всем желании найти отрицательный ответ на этот вопрос, он на ум не приходит. Причем не приходит не только потому, что так учит религия, пользующаяся своими конфиденциальными каналами информации, но и из общих соображений доступных даже атеисту. Так Сартр писал: «Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет. Он представляет собой не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь… Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет… В счет идет только реальность. Мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон».

Человека невозможно переделать «извне», так как весь он – результат собственной внутренней работы, сопряженной с чрезвычайными рисками, которые никак не страхуются. Как писал Кьеркегор: «Худшая из опасностей - потеря своего Я - может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось. Ничто не вызывает меньше шума - никакая другая потеря - ноги, состояния, женщины и тому подобного - не замечается столь мало».

Человек - изделие эксклюзивное, в конечном счете, завизированное лишь самим собой, и начиная с определенной точки совершенно неисправимое и непереубеждаемое. Поэтому «горе тем, которые говорят, зло - это добро, и добро - это зло, кто подменяет тьму светом и свет тьмою, горькое сладким, и сладкое горьким» (Ишайяу 5:2).

Итак, сознательному злодею невозможно переметнуться на сторону жизни, но мы не можем перестать ужасаться его выбору, не можем – по крайней мере, до поры - прекратить думать и о нем. А судя по тому, чему учил рабби Цидкияу, время счета омеров – самое подходящее время для такого рода размышлений.

ГЕРОИ И МУЧЕНИКИ ("Лаг ба-Омер" 5771 - 19.05.2011)

Если оставить в стороне мистические аспекты этого праздника, связанного с годовщиной смерти (и рождения) рабби Шимона бар Йохая, то в первом простейшем своем понимании праздник Лаг ба-Омер знаменует собой некую точку перелома к лучшему. Так тонущему человеку вдруг удается ухватить глоток воздуха и благодаря этому продолжить борьбу и выжить.

Переломная точка

Недельная глава «Бехуккотай» начинается словами: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете и исполнять будете их, то Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей» (26:3-5).

Между тем далее говорится о тех тяжких последствиях, которые постигнут еврейский народ в том случае, если он заповедями пренебрежет: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, И если презрите уставы Мои, и если Моими законами возгнушается душа ваша, так что вы не будете исполнять всех Моих заповедей, нарушая завет Мой, То и Я поступлю с вами так; и пошлю на вас ужас, чахотку и горячку, томящие глаза и мучающие душу; и будете сеять напрасно семена ваши, и съедят их враги ваши. И обращу лицо Мое на вас, и будете поражены врагами вашими, и будут властвовать над вами неприятели ваши» (26:14-17)

В долгой еврейской истории бывали периоды благополучия, но преобладали, к сожалению, все же периоды бедствий, нередко даже великих бедствий.

В этом году чтение недельной главы «Бехукотай» совпадает с праздником «Лаг ба Омер» - с тридцать-третьим днем счета омеров, отражающим некоторый перелом, некоторый переход от проклятия к благословению. В самом деле, счет омеров с самого своего первого дня и до последнего омрачен трауром. После завершения первого праздничного дня Песаха не принято бриться, играть свадьбы и т.д. Этот траур традиционно связывается с мором, постигшим в соответствующий период учеников рабби Авивы, продолжавшим под страхом смерти изучать Тору в пору гонений императора Адриана: их погибло 24 тысячи, в живых осталось только несколько человек. Однако на тридцать третий день счета омеров мор прекратился, в связи с чем оказалось возможно послабление траура – в этот день можно играть свадьбу и можно бриться (и затем продолжить делать это каждый день).

Таким образом, если оставить в стороне мистические аспекты этого праздника, связанного с годовщиной смерти (и рождения) рабби Шимона бар Йохая, то в первом простейшем своем понимании праздник Лаг ба-Омер знаменует собой некую точку перелома к лучшему. Так тонущему человеку вдруг удается ухватить глоток воздуха и благодаря этому продолжить борьбу и выжить.

Беспалые воины

Между тем, традиционная версия мора часто подвергается истолкованию. Часто высказывается вполне правдоподобное предположение, что в действительности ученики рабби Акивы погибли не от болезни, а от меча римлян, так как вместе со своим учителем поддержали восстание Бар-Кохбы.

Как известно, рабби Акива не только приветствовал восстание, но и признал его вождя – Бар-Кохбу – Мессией. Прочие мудрецы не разделяли энтузиазма рабби Акивы. Талмуд цитирует его слова о Бар-Кохбе: «Вот он – царь-избавитель, Мессия!» На что рабби Йонатан бен Торта ответил: «Акива! Скорее трава прорастет сквозь твои [мертвые] челюсти, а сын Давидов всё не придет!»

Что же мешало мудрецам поверить в миссию Бар-Кохбы? Некоторые свидетельства позволяют заключить, что Бар-Кохба подвергся определенной «эллинизации», а именно, что он полагался в первую очередь на собственные силы, а не на поддержку Небес. Менее всего он готов был внять призыву пророка: "Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что разумеет и знает Меня" (Ирмеягу 9:22, 23).

Какие этому имеются признаки? Талмуд Йерушалми (Таанит 4:5) сообщает, что «Однажды, когда евреи шли на битву, их встретил один из старейшин и сказал: "Бог - ваша помощь". Они ответили: "Пусть Он не помогает нам, лишь бы не мешал". Кроме того, тот же источник сообщает, что в качестве условия вступления в армию Бар-Кохбы новобранец в знак своего мужества должен был отрубить себе палец.

Это героическое членовредительство невольно вызывает одну - куда менее приглядную - историческую аналогию, а именно членовредительство эпохи кантонистов. Не евреи ввели эту практику. От ужасов рекрутской службы как мог уклонялся также и православный люд. Так в 1825 году, то есть еще за два года до того как Николай I наложил на евреев бремя армейской службы, госсекретарь М.М.Сперанский (1772-1839) писал в своем докладе против рекрутского набора: «Рекрутские наборы, отделяя людей от родины, переводя их в края, часто от них отдаленные, разрывают все родственные их связи, разлучают их с женами и детьми малолетними, отторгают их от всего прежнего их бытия и вводят их в бытие новое, с воспитанием их и навыками совершенно несогласное и часто им противоположное. Сим изъясняются те примеры ожесточения, кои при рекрутских наборах, к сожалению, нередко были примечены, а именно: часто для избежания сей повинности люди повреждают себе члены, рубят пальцы, уродуют себя разнообразно».

Не удивительно, что евреи, для которых тяготы армейской службы были еще более суровыми, также обращались к этой практике. Между тем обе эти сомнительные крайности, оба эти столь разным образом мотивированные членовредительства некогда встретились в одной уникальной ситуации, погасив свой взаимный отрицательный смысл:

Давид, восьмилетний сын скончавшегося раввина, был отправлен в кантонистскую службу. Три года его и других еврейских мальчиков ежедневно избивали (за отказ целовать крест и есть с непокрытой головой), а военные «тренировки» одновременно считались «катехизационными» приготовлениями. Предполагалось, что по истечении трех лет «перевоспитания» мальчики пройдут обряд крещения. Убедившись, что несмотря на свой малый возраст, Давид является лидером сопротивлявшейся принудительной евангелизации группы, унтер-офицер решил начать с него.

Долго мучая Давида жаждой, он добился от него согласия «подумать». Не сомневаясь в том, каков будет ответ, офицер на третий день назначил торжественную церемонию. Давид рассказывает: «Наутро меня привели в зал военного собрания, забитый людьми до отказа. На возвышении сидели офицеры, среди них священник и унтер-офицер, а в зале - мои товарищи и множество мальчиков-кантонистов из других казарм. Священник торжественно спросил, готов ли я отречься от прежней веры и стать христианином. Я оглянулся - посмотрел в испуганные, выжидающие глаза друзей, потом перевел взгляд на стены, украшенные военным оружием, саблями и кортиками... Священник нетерпеливо повторил вопрос. Тогда, не говоря ни слова, я подошел к стене, снял с нее легкий солдатский топорик, вернулся к столу на возвышении и положил на него три пальца левой руки. И прежде чем кто-либо сообразил, что я намерен сделать, я изо всех сил ударил топориком по пальцам. - Вот вам, - крикнул я им в лицо, подняв окровавленную руку, - мой ответ, - и потерял сознание...».

Говорят, что благодаря значительному числу присутствующих, дело это приобрело огласку, дошло до императора, и он распорядился отметить программу брутального принуждения к крещению. Евреи подлежали рекрутскому набору еще долгие годы после этой истории, однако, возможно, именно она оказался той переломной точкой, после которой, по крайней мере, в отношении принудительного крещения произошло определенное смягчение.


 

Недельная глава Торы -

Aryeh Baratz: arie.baratz@gmail.com      webmaster: rebecca.baratz@gmail.com