ТЕОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗУМПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ СВЕРХНОВОЕ ВРЕМЯ ТАМ И ВСЕГДА ДВА ИМЕНИ ОДНОГО БОГА МЕССИАНСКИЙ КВАДРАТ ДЕНЬ ШЕСТОЙ ТАМ И ВСЕГДА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ КУЛЬТУРА И КУЛЬТ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕРЕШИТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ШМОТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ВАИКРА НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕМИДБАР НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ДВАРИМ HOME POLISH ENGLISH HEBREW E-MAIL ФОТОАЛЬБОМ ПУБЛИЦИСТИКА ИНТЕРНЕТ
НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - Праздники
top.mail.ru

НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ

ПРАЗДНИКИ И ДАТЫ

Йом Ацмаут

ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВЯЩЕННУЮ ИСТОРИЮ (5782-2019)
СТАРОНОВЫЙ ПРАЗДНИК (5779-2019)
НУЛЕВОЙ ЧАС (5778-2018)
ВРЕМЯ КРОМЕШНОЙ ТЬМЫ (5778-2018)
СИОНИСТСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ (5772-2012)

ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВЯЩЕННУЮ ИСТОРИЮ (День независимости 5782 - 15.05.2019)

Возрождение еврейской государственности, и даже сам день провозглашения независимости государства Израиль – все это предвещалось еврейскими мистиками и мудрецами. Виленский Гаон (1720-1797), опираясь на прозрения Аризаля (рабби Ицхака бен Шломо Ашкенази Лурия (1534-1572)), называл как год Избавления (1948/5708), так и саму его календарную дату – 5 ияра - 20-ый день счета омеров.

Кроме того, среди учеников Виленского Гаона хранилось предание, что избавление начнется лишь после того, как еврейское население Эрец Исраэль достигнет 600 тысяч душ. В начале 1948 года число евреев Палестины, наконец, превысило эту планку (подробно об этих прозрениях говорится в моих статьях по этой ссылке.

Между тем, сегодня мне бы хотелось коснуться еще одной детали, еще одного знамения, подтверждающего провиденциальный смысл войны за независимость - знамения, свидетельствующего о возвращении Израиля в колею его древней священной истории.

Всмотримся в хронологию событий 1947-1948 года.

Война за Независимость Израиля началась 30 ноября 1947 года - на другой день после принятия резолюции ООН о разделении Палестины.

Многим было ясно, что сразу после того как Британия покинет Палестину, в нее вторгнутся армии соседних арабских государств. Однако местные арабы приступили к боевым действиям немедленно, не дожидаясь британско-арабской рокировки. В январе 1948 года к местным иррегулярным силам присоединилась Арабская освободительная армия, сформированная Лигой арабских государств из сирийских, иракских, ливанских, египетских и боснийских добровольцев. Арабские боевики действовали весьма успешно.

В цикле статей «Апрельский перелом», посвященных 70-летию независимости Израиля, Дов Конторер пишет: «Общее положение еврейского Ишува последовательно ухудшалось в первые месяцы войны, и к весне 1948 года оно стало поистине критическим. Причины этого более или менее очевидны: к моменту принятия решения ООН о разделе подмандатной Палестины в стране проживало порядка 1,3 миллиона арабов и 630 тысяч евреев. Соответственно, арабский мобилизационный потенциал был в два раза больше еврейского, а в географическом плане зона компактного еврейского расселения была уязвима для рассечения сразу по нескольким линиям... средний еврейский боец должен был сражаться намного больше и, по возможности, лучше, чем его арабский противник.

Соответствующие навыки осваивались уже в ходе войны, четвертый месяц которой получил в историографии Ишува красноречивое название "страшный март" из-за пришедшихся на него поражений и утрат… Транспортное сообщение Иерусалима с Приморской равниной сталкивалось с растущими трудностями, еврейское население города голодало… Неудачей завершились две важные контратаки, предпринятые Пальмахом и Хаганой к северу от шоссе, соединявшего Иерусалим с Приморской равниной, и направленные против блокировавших Иерусалим арабских формирований; одна из них была произведена у деревни Бейт-Сурик, другая на дороге Латрун – Рамалла. В конце месяца были один за другим разбиты четыре еврейских транспортных конвоя».

Но блокирован был не только Иерусалим, в марте почти все еврейские населенные пункты оказались отрезанными друг от друга. «Дорога, ведущая к Тверии с запада, оставалась блокированной с конца февраля; сообщение этого города с Цфатом и поселениями Галилейского выступа также было перерезано, и только по южной дороге на Бейт-Шеан, откуда было можно проехать в Афулу, Тверия сохраняла линию транспортной связи с Приморской равниной. В осажденном еврейском квартале Цфата 250 бойцов Хаганы, ЭЦЕЛа и ЛЕХИ с трудом сдерживали атаки арабских отрядов, общая численность которых составляла до 3000 бойцов. К востоку и к северу от Нагарии в изолированном положении находились киббуцы Йехиам, Мацуба, Эйлон и Ханита, а сама Нагария была отрезана от Хайфы. К югу от Хайфы киббуц Бейт-Орен находился в полуизолированном положении, а земледельческая колония Атлит держалась в условиях полной блокады. К западу от Назарета в таком же положении находился киббуц Кфар ха-Хореш. 26 марта узкая полоса Приморской равнины, сообщавшаяся с Изреэльской и Бейт-Шеанской долинами на востоке и с районом Хайфы на севере, была отрезана от поселений Северного Негева... От основных еврейских кварталов Иерусалима были также отрезаны Старый город, киббуц Рамат-Рахель и гора Скопус с расположенным на ней комплексом зданий Еврейского университета и больницы "Хадасса", а вблизи Мертвого моря в изолированном положении находились киббуц Бейт ха-Арава…»

«Помимо значительных человеческих, технических и хозяйственных потерь, выпавших к тому времени на долю Ишува, были и крупные политические потери: в связи с острым военным конфликтом в подмандатной Палестине, США, поддержавшие план создания еврейского государства при голосовании в ООН 29 ноября 1947 года, пересмотрели свою позицию; 19 марта они обратились к Совету Безопасности с инициативой созвать специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН, которая заменит свое прежнее решение о создании в британской Палестине еврейского и арабского государств новым решением о передаче указанной территории под режим международного протектората».

«В целом чаша весов явно склонялась в первый месяц весны в пользу палестинских арабов, вождям которых уже казалось тогда, что они обойдутся без помощи регулярных арабских армий… К концу марта еврейский Ишув стоял перед фактом многопланового военного, политического и хозяйственного кризиса. Перелома в первый период войны евреи добились только в апреле 1948 года, и эти переломные события сфокусировались вокруг одного дня, значение которого оказалось так велико, что палестинские арабы всерьез рассматривали возможность выбрать именно этот день, 9 апреля, а не дату провозглашения Государства Израиль, для ежегодной политической тризны по поводу своей "накбы"…

«Главным испытанием для еврейского населения Эрец-Исраэль все же явилась война с регулярными арабскими армиями, до которой в апреле дело еще не дошло. Но применительно к первому этапу войны безусловно верным является вывод о том, что его успешный для евреев исход определился во вторую неделю апреля на западных окраинах Иерусалима и у киббуца Мишмар ха-Эмек на подступах к Хайфе».

9 апреля ознаменовалось тем, что, во-первых, в этот день после долгих перипетий в руках Аганы оказался Кастель (чем фактически закончилась блокада Иерусалима), а во-вторых, отряд Иргун и Лехи заняли Дейр-Ясин. В ходе уличных боев погибло около сотни арабов, половина которых были женщины и дети. Прослышав об этом, британцы и левое руководство йешува назвали эту операцию «резней». Арабские пропагандисты тоже разумеется не молчали, но, на свое несчастье, несколько переусердствовали. Стремясь приукрасить жестокость противника, они (через арабское радио и центральные газеты) объявили, будто бы евреи изнасиловали женщин Дейр-Ясина. Весть эта вызвала панику, в результате которой началось массовое бегство арабского населения.

В последующие дни аганой была предпринята серия успешных наступлений: 18 апреля была занята Тверия. К 24 апреля была захвачена Хайфа с пригородами, 25-26 апреля – Акко. К 10 мая был занят Цфат. Захват Яффо завершился к 14 мая – к дню провозглашения Независимости. Причем все эти победы сопровождались массовым бегством арабского населения, опасавшегося «второго Дейр-Ясина».

Таким образом, фактически в течение месяца израильской армией были заняты основные территории, на которых в дальнейшем закрепилось еврейское государство, и которые арабское население в те дни покинуло.

Нам остается лишь заметить, что 9 апреля пришлось на 29 адара, т.е., что вечером этого дня наступил месяц Нисан, в течение которого и были достигнуты эти замечательные победы. Но тем самым подтвердились слова Талмуда: «В месяце Нисан мы были избавлены из Египетского рабства, и в Нисане будем избавлены в будущем» (Рош а-Шана, 11б).

Лекция Дова Конторера о Кастеле

Статья Дова Конторера о Кастеле

Лекция Дова Конторера о Дейр-Ясине

Статья Дова Конторера о Дейр-Ясине

СТАРОНОВЫЙ ПРАЗДНИК (День независимости 5779 - 15.05.2019)

Дата «5 ияра» («День Независимости») ждала «5708 года» с глубокой древности, а именно - с 6 сивана 2448-го года, в который была дарована Тора!

Насыщенный месяц

В прошлом году к 70-летию государства Израиль я опубликовал статью «Нулевой час», в которой писал о предустановленности Дня Независимости, т.е. о предустановленности как года Избавления (1948/5708), так и его точной календарной даты – 5 ияра, 20-ый день счета омеров.

Относительно даты я указывал, что еврейские мудрецы знали о ней задолго до эпохи сионизма, знали из каббалистической интерпретации слов книги Рут: «Пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, жив Господь!» (3:13).

Однако с той поры я обнаружил, что имеется еще одно обстоятельство, на эту предустановленность указывающее, и это месячная сопряженность Дня Независимости с Пятидесятницей.

5 ияра Израиль отмечает День Независимости государства Израиль, 6 сивана – Шавуот. Между этими днями заключен ровно один месяц. Кто-то скажет - один месяц и один день. Однако лишний день набегает только потому, что в ияре насчитывается 29 дней. В «естественных условиях», т.е. во времена Храма, когда продолжительность месяца устанавливалась эмпирически, а не с помощью сложного алгоритма, в ияре могло бы насчитываться и 30 дней. Иными словами, в древности Шавуот, то есть 50-ый день после Песаха, мог наступать в равной мере и 5 и 6 сивана.

Можно сказать и иначе. Не важно даже какого числа, какого месяца отмечаются эти праздники, важно, что между ними пролегает ровно 30 дней. Йом Ацмаут, т.е. дата Избавления, как это и предсказывал еще Аризаль, должна была прийтись на 20 день счета омеров («Ясод ше бэ-тиферет»), а Шавуот приходится на 50-ый.

Таким образом, вполне верно сказать, что Йом Ацмаут отстоит от Шавуота именно на месяц. А это позволяет утверждать, что дата эта «предустановлена», так как в определенном смысле праздники эти являются… близнецами.

Что это значит? Если мы рассмотрим празднуемый 15 нисана Песах и сопоставим его с Песахом шейни, празднуемым месяцем позже – 15 ияра, то вынуждены будем назвать их праздниками-близнецами.

Действительно, в Торе рассказывается: «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к трупу человеческому и не могли совершить Песаха в тот день. Подошли они к Моше и Аарону в тот день. И сказали те люди ему: мы нечисты от прикосновения к трупу человеческому. За что же мы будем лишены того, чтобы принести жертву Господню в назначенное для нее время в числе сынов Израиля? И сказал им Моше: постойте, послушаю я, что повелит Господь о вас. И Господь сказал Моше так: Говори сынам Израиля так: всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или он будет в дальнем пути, из вас или из потомков ваших, то и он должен совершить Песах Господень. Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с опресноками и горькими травами пусть едят его» (Бемидбар 9.6–11).

Помимо Божественной воли в установлении этой заповеди просматривается своя внутренняя логика, ведь в високосные годы «второй месяц» (ияр), превращается в «первый» (нисан), т.е. по самой своей природе является запасным нисаном. Праздники эти, таким образом, являются близнецовыми, причем столь идентичными, что их естественно уподобить близнецам однояйцевым.

Но тогда отстающие друг от друга на месяц Йом Ацмаут и Шавуот невольно хочется уподобить близнецам разнояйцевым, т.е. не только тождественными друг другу, но и различающимися.

Тора и Царство

Начать видимо следует с того, что Моше должен был бы родиться на Шавуот, а родился 7 адара, т.е. тремя месяцами ранее (так трактуются слова Торы: «И пошел некто из дома Леви, и взял за себя дочь Леви. И зачала жена, и родила сына, и, видя, что он красив, скрывала его три месяца. Но не могла долее скрывать его, и взяла корзинку из тростника, и осмолила ее асфальтом и смолою, и положила в нее младенца, и поставила в тростнике у берега реки». (2:1-3)

Моше родился и умер в один день – 7 адара. Между тем «вместо него» в Шавуот родился и умер другой Пастырь, другой патриарх еврейской истории, а именно царь Давид. Лидер, символизирующий Тору, уступил свое место лидеру, символизирующему Царство («малхут»).

В Шавуот, в годовщину дарования Торы, вспоминают также и о Царстве, и помимо соответствующих отрывков из Торы, читают также книгу «Рут», события которой происходят в период Шавуота и касаются родословной Машиаха, родословной царя Давида.

И в этом положении усматривается некоторое обращение к Дню Независимости, усматривается некоторая перекличка этих дат. Ведь в книге Рут описывается не просто предыстория рождения царя Давида, а предыстория его рождения от мятежного семени. Прабабушка царя Давида была моавитянка, т.е. дочерью народа не просто возникшего в результате кровосмесительного соития, а соития не стыдящегося себя. Как сказано: «И зачали обе дочери Лота от отца своего. И родила старшая сына, и нарекла ему имя Моав. Он отец Моавитян доныне» (19:36).

Наглость женщины, давшей своему сыну имя «От отца», нашла свое место в Божественном домостроительстве. «Хуцпа» (наглость) в Талмуде определяется как «малхут бли кетер» - т.е. как некоронованная власть, но в то же время как власть, обладающая своей правотой. Поэтому, по раву Куку, не странно, что в своем пределе Дарованию Торы предшествует не просто «малхут», не просто «политическая власть», а… политическая власть, построенная на секулярной основе!

И тот факт, что мы празднуем Йом Ацмаут ровно за месяц до Шавуота, - лишнее доказательство предустановленности этой даты, ее предустановленности от древних времен. «5 ияра» ждало «5708 года» с глубокой древности, а именно - с 6 сивана 2448-го года, в который была дарована Тора!

Эти рассуждения могут послужить основанием к решению одного практического вопроса: сколько дней должен быть вывешен белоголубой флаг на автомобилях и домах израильтян?

Вывесив флаг в День Независимости, некоторые убирают его через несколько дней по настроению, некоторые оставляют до Дня Иерусалима, но правильно поступают те, кто снимают его лишь после Шавуота – брата-близнеца Дня Независимости.

НУЛЕВОЙ ЧАС (День независимости 5778 - 19.04.2018)

Сегодня в 70-летнюю годовщину Независимости государства Израиль уместно вспомнить, что дата - 5 ияра 5708 (1948) года – была «Часом Z» еврейской истории, что она издавна была назначена небесным «командованием» и открыта некоторым еврейским мудрецам.

Час Z

В недельной главе «Кдошим» сказано: «Я Господь, Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской. Соблюдайте же все уставы Мои и все законы Мои, и исполняйте их. Я Господь» (19:36).

Итак, Всевышний аргументирует Свое требование исполнения заповедей тем, что Он вывел сынов Израиля из земли Египетской. Требование исполнения Торы, дарованной при исходе из Египта, подкрепляется беспрецедентным чудом исхода, как сказано: «попыталось ли какое божество явиться взять себе народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею простертою, и ужасами великими, как все, что сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Бог, нет более, кроме Него» (Дварим 4:34).

Это напоминание о том, что Всевышний вывел сынов Израиля из рабства, делается не только на Песах, оно сопровождает еврея постоянно: при чтении «шма», при произнесении ежедневных молитв, в субботнем кидуше.

Между тем у пророка сказано: «Вот, наступают дни, – сказал Господь, – когда не будут больше говорить: "(как) жив Господь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", а (скажут): "жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Израилева из страны северной и из всех стран" куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей» (Йермиягу 23:7).

Этот момент, когда исход из Египта начинает затмеваться исходом из последнего всемирного изгнания, по праву может считаться Часом Z еврейской истории.

«Час Z», «Z hour», «Zero Hour» (иногда «День Z») – по большей части военный термин. Это час/день наступления, назначенный командованием, но остающийся срытым не только от рядовых и тем более гражданских лиц, но очень часто и от полевых командиров. Все ожидают сражения, но когда прозвучит труба, знают только те, кто планируют операцию, только те, кому положено. Шире «Часом Z» именуют вообще любое драматическое событие, которое неотвратимо произойдет в неопределенное (для широкого круга лиц) время.

На нашем веку слова эти – «вот, наступают дни» - стали явью, стали воплощаться в действительность. Из «страны северной», из Европы – столетие назад потянулись евреи, через считанные десятилетия к ним присоединились также и изгнанники из других стран, а в 1948 году прозвучала, наконец, и труба – председатель Еврейского агентства Бен-Гурион провозгласил независимость государства Израиль.

О своем исходе из Египта еврейский народ не забыл и по сей день. И в Израиле, и в странах рассеяния евреи собираются за пасхальным столом и вспоминают, что «жив Господь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской».

Однако с не меньшим энтузиазмом израильтяне отмечают также и День Независимости, наступающий через 20 дней после Песаха. Земля «просторная» наполняется в этот день ее ликующими жителями. Пожалуй, этот праздник израильтяне любят как никакой другой, а значит, пусть даже и в предварительной форме осуществляют приведенное пророчество: «(скажут): "жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Израилева из страны северной и из всех стран".

Итак, 5 ияра 5708 года было провозглашено независимое еврейское государство. Немедленно после этого Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили этому государству войну на уничтожение. Арабские армии напали на еврейских поселенцев и были разгромлены. Иными словами, 5-ое ияра 5708 года явилось «Часом Z» даже в узко-военном значении этого слова. Однако имелось у этого события также и иное, «собственное» значение.

Каббалистические знаки

Сегодня в 70-летнюю годовщину Независимости государства Израиль уместно вспомнить, что эта дата - 5 ияра 5708 года – была «Часом Z» также и в том смысле, что издавна была назначена небесным «командованием» и открыта некоторым еврейским мудрецам.

Не секрет, что Талмуд не поощряет вычисление сроков Избавления, как сказано: «Да будут прокляты те, что исчисляют сроки» («Сангедрин» 97). Не секрет и то, что многие, причем даже и многие уважаемые мудрецы, тем не менее этим вычислениям предавались. Наконец, не секрет и то, что все они попадали пальцем в небо. Все, за одним единственным исключением.

Как известно, великий каббалист Аризаль - рабби Ицхак бен Шломо Ашкенази Лурия (1534-1572) не оставил после себя сочинений, все его наследие дошло до нас главным образом по книгам его ученика рабби Хаима Виталя.

Между тем имеется одна небольшая рукопись, принадлежащая руке самого Аризаля. Это комментарий на книгу «Рут» под названием «Цадик ясод олам».

Там рав Лурия рассматривает фрагмент, в котором Боаз обращается к пришедшей к нему Рут: «Переночуй (здесь) эту ночь, а утром, если выкупит он тебя, (то) хорошо, пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, жив Господь!» (3:13).

Что имел в виду Боаз? «Если искупление придет благодаря добрым делам, то придет. Если же не придет благодаря добрым делам, то выкуплю Я - Господь. Причем клятвенные слова «Жив Господь», как утверждает Аризаль, намекают на время Избавления. Каким образом?

«Жив» («Хай») – соответствует качеству «ясод» (основание), а «Господь» соответствует качеству «тиферет» (красота). Но если применить это выражение к счету омеров, сводящихся к квадрату семи Божественных качеств, то получится «Ясод ше бэ-тиферет», т.е. – 20-й день счета омеров, соответствующий 5 ияра.

Я слышал, что некоторые оспаривают подлинность этого комментария, но нам достаточно того, что Виленский Гаон к такого рода скептикам не относился. Гаон придавал этому истолкованию большое значение, а среди его учеников, поднявшихся в Эрец Исраэль, дата эта стала отмечаться как день грядущего избавления.

В частности, именно к этой дате они приурочили восстановление иерусалимской синагоги Хурва, сожженной арабами в 1721 году. В 1836-м году последователи Виленского Гаона выкупили участок с полуразвалившимся зданием и вскоре предприняли первые попытки его реставрации. Синагога была полностью отстроена только в 1864 году, но тогда - в 1837 (5597) году состоялась торжественная церемония: проведена она была 5-го ияра – в день грядущего Избавления.

Это то, что касается календарной даты. Но в среде учеников Виленского гаона, опять же опираясь на предание, восходящее к рабби Лурии, был известен также и год Избавления.

Рабби Лурия учил, что слово Адам представляет собой аббревиатуру – Адам, Давид, Машиах. Это три вершины истории. По его мнению, от дня рождения царя Давида до дня рождения Машиаха должно пройти столько же времени, сколько прошло от дня рождения Адама (день сотворения мира) до дня рождения Давида.

Когда родился Давид? Согласование, указанных в Торе возрастов и сроков показывает, что Исход из Египта произошел в 2448 году (таков результат расчета, произведенного Раши в комментарии на «Авода Зара» (9.а), но известного и ранее, см. например, «Тшувот агеоним» «Архавей» 45).

Остальные даты, позволяющие точно вычислить год рождения Давида, присутствуют в книгах пророков. Так в 1-ой книге «Малахим» (6:1) мы читаем: «И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Израилем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Господу», т.е. строительство Храма началось в 2928 году.

От этого года следует отнять 4 года правления Шломо («в четвертый год царствования Шломо») и 70 лет жизни царя Давида («Тридцать лет было Давиду, когда стал он царем; сорок лет он царствовал» 2 Шмуэль 5:4). Тем самым, годом рождения Давида оказывается 2854 год.

Таким образом, Машиах, как считали в школе Гаона, должен был появиться на свет через 2854 года после рождения Давида, т.е. в 5708 (1948) году! Мне остается лишь напомнить, что согласно учению рава Кука (1865-1935), возрождающееся в его дни государство Израиль является Машиахом (бен Йосеф).

И еще одна связанная с этим предвидением деталь. Среди учеников Гаона хранилось предание, что избавление начнется лишь после того, как еврейское население Эрец Исраэль достигнет 600 тысяч душ (в частности, об этом говорится в книге «Коль аТор» рава Гилеля Ривлина из Шклова, умершего в Иерусалиме в 1838 году). В начале 1948 года число евреев в Палестине составило 650 тысяч.

ВРЕМЯ КРОМЕШНОЙ ТЬМЫ (День Катастрофы 5778 - 12.04.2018)

В трактате Сангедрин говорится, что при приближении Избавления «все рухнет», «Израиль превратится в прах», и «исчезнет истина». Магараль поясняет, что это произойдет по той причине, что радикальная смена состояний предполагает деструкцию. Хорошо находиться внутри материнской утробы, вполне комфортно жить и вне ее, но процесс родов всегда ужасен.

День Памяти

27 нисана в Израиле отмечается День Памяти жертв Катастрофы (Йом ашоа веагвура), приуроченный к восстанию в Варшавском гетто.

Главный Раввинат Израиля постановил чтить память евреев, уничтоженных в годы Второй мировой войны, в другой день - в пост 10-го тевета, в день, являющийся помимо всего прочего днем памяти людей, дата смерти которых неизвестна.

Эти события - уничтожение евреев в Катастрофе и восстание евреев в Варшавском гетто - действительно трудно рассматривать обособленно. Но не всегда эта связь оценивается адекватно. В своей книге «Место под солнцем» Нетаниягу пишет: «В силу принятого сегодня пренебрежения к историческим фактам появилась точка зрения, согласно которой главным фактором, обеспечившим создание Государства Израиль, стала Катастрофа европейского еврейства.

Без сомнения, Катастрофа является стержневым событием не только еврейской, но и мировой истории. Очевидно и то, что она заставила многих людей осознать трагическую судьбу еврейского народа. Волна сочувствия к евреям, вызванная беспрецедентным нацистским геноцидом, создала благоприятную политическую почву для провозглашения Государства Израиль. Но, прежде всего, Катастрофа была апогеем истребления. Погибли миллионы сердец, устремленных к Сиону. В гитлеровских лагерях была почти полностью уничтожена человеческая основа, на которой предполагалось создать жизнеспособное еврейское государство.

И потому - не благодаря Катастрофе возник Израиль, но вопреки ей. Катастрофа, предвиденная основоположниками сионизма с такой мучительной ясностью, стала кульминацией еврейской трагедии. Но если бы не вековая мечта о Возвращении и не громадные усилия, предпринятые для ее реализации, то Катастрофа вызвала бы лишь беспредельный ужас и, возможно, сострадание народов мира. Не исключено, что, не будь сионистских усилий первой половины ХХ века, Катастрофа положила бы конец национальному существованию еврейского народа».

Итак, возрождение еврейского государства окрылялось двумя мотивациями - естественной (угроза уничтожения народа) и сверхъестественной - верой в возращение, предсказанное еще при даровании Торы: «Тогда возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет тебя; и приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих» (Дварим 30:2-5).

Великая тьма

Но если столь определенно было предсказано Избавление, то была ли хоть как-нибудь, пусть и неопределенно, предсказана Катастрофа? Тора предостерегает, что в рассеянии евреям придется несладко. Но чтобы до такой степени!

Пока по святой земле ходили пророки, Израиль всегда точно знал, чего ему ожидать и за что его постигает то или иное бедствие, как сказано: «Придет ли бедствие в город, если Господь не сотворил (его)? Ведь Господь Бог не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:6).

Но с той поры, как пророчество иссякло, причины бедствий оказались сокрыты. Это не значит, что мудрецы их не продолжали искать.

В 1648-1649 годах Украине было истреблено не менее ста тысяч евреев. Свидетель этих страшных погромов рабби Йом-Тов бар Натан Алеви (1579-1654) объяснял их тем, что евреи в синагогах переговаривались во время повторения молитвы кантором. Такое он получил прозрение, которое многим в ту пору представлялось убедительным.

Чуть менее чем через три столетия, во время Гражданской войны, погромы на Украине унесли около ста пятидесяти тысяч еврейских жизней. Времена были другие, и свидетель этой трагедии р. Хефец Хаим (1839-1933) истолковал события более обобщенно. Он предложил притчу о мелком торговце, берущем товар у оптового поставщика. Обычно поставщик давал ему в долг, но однажды потребовал все сразу вернуть. Оптовый торговец закрывал дело и требовал подвести итог. Так делает и Всевышний, – объяснил Хефец Хаим. – Он завершает эпоху изгнания и взимает долги за все поколения изгнания.

Схожим образом проинтерпретировал – на сей раз уже Холокост – рабби Элиэзер Менахем Шах (1899-2001), сказавший, что катастрофой был закрыт один «счет» и открыт другой, продолжительность и размеры которого никому неведомы.

И все же эти объяснения, держащиеся на классическом представлении о воздаянии, по крайней мере, в отношении Катастрофы, не всегда и не всех удовлетворяют. Трудно даже вообразить такой грех, за который воздается промышленным уничтожением целого народа. Может быть, тогда вообще лучше говорить о кредите? Об оплате предстоящих грехов? При такой интерпретации, по крайней мере, можно объяснить, каким образом Рабин передал в 1993 году террористам внушительные территории Иудеи и Самарии, а Израиль и поныне стоит, как и стоял!

Между тем, иудаизму знаком и иной подход к Священной Истории, подход, отводящий больше простора Божественному произволу, нежели принципу справедливости: «Сошел я в дом горшечника, и вот, он занимается ремеслом (своим) на гончарном круге. Когда сосуд, который делал горшечник из глины, не удался в руках его, то он сделал из нее снова другой сосуд, какой ему, горшечнику, заблагорассудилось. И было сказано мне слово Господне: Разве не смогу Я сделать с вами, дом Израилев, то же, что этот горшечник, – сказал Господь. – Вот, как глина в руках горшечника, так и вы в руках Моих, дом Израилев» (Йермиягу 18:3-5).

Этот взгляд на историю как на реализацию произвольного Божественного плана последовательно развивал Магараль (1512-1609). Он учил, что как рассеяние, так и избавление лишь косвенным образом связаны с грехами народа и его верностью Торе.

В нескольких своих книгах Магараль на разные лады показывает, что схема: «грех – наказание» имеет достаточно узкое применение. Ведь Всевышний всегда волен выбрать форму наказания, и поэтому всё всегда могло бы развиваться совершенно по-другому. Это с одной стороны. С другой стороны, рассматривая в «Нецах Исраэль» (35) фрагмент из трактата Сангедрин (96), предрекающий, что при приближении Машиаха наступят великие бедствия, Магараль дает этому «структурное» объяснение.

В трактате Сангедрин говорится, что при приближении Избавления «все рухнет» («нимца эфсед гамур»), «Израиль превратится в прах» («игиа исраэль ад афер»), и «исчезнет истина» («аэмет неадерет»). Магараль поясняет, что это произойдет по той причине, что радикальная смена состояний предполагает деструкцию. Хорошо находиться внутри материнской утробы, вполне комфортно жить и вне ее, но процесс родов всегда ужасен.

Схожую трактовку-предречение Катастрофы дает Рамхаль – рабби Моше Хаим Луцатто (1707-1746). В книге «Маамар Агеула» он приводит несколько пасуков, связывающих последние дни с бедствиями: «Приходят последние дни, о которых сказал Моше Рабейну: «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти предсказания, в последние дни, возвратишься ты к Господу, Богу твоему, и будешь слушаться гласа Его» (Дварим 4:30), а также Давид при своей кончине сказал об этом времени: «Почему, Господи, стоишь далеко, скрываешься во времена бедствия?» (Тегиллим 10:1).

Рамхаль объясняет возможность страданий в пору приближения Избавления в непростых каббалистических образах. Он пишет, что пока народ Израиля находился в своей земле, над нею были открыты врата, через которые на весь мир изливались благословение и мир. Но после изгнания врата закрылись, и те же блага, хотя и в существенно урезанном режиме, продолжают изливаться через небольшие окошки. Когда же начнется возвращение и все станет возвращаться к исходному состоянию, из-за несогласованности между двумя системами правления (т.е. между окнами и вратами) может наступить момент полной тьмы - время великого мрака («эт хашеха гдола») … «И об этом времени сказано: «При невзгоде твоей» (Дварим 4:30), «Из теснины бед воззвал я к Богу» (Тегиллим 118:5), «Это час бедствия для Йакова» (Йермиягу 30:7)

Итак, Рамхаль за два века до Возвращения предостерегал, что оно может оказаться связано с величайшими бедствиями.

Из объяснений Рамхаля и Магараля можно сделать два вывода. Во-первых, причина трагедии усматривается не во внешнем враге, а в состоянии еврейского народа. Говоря о грядущих бедствиях, Рамхаль не ищет их причину во внешних антисемитских силах (которые как раз усматривают источник всех своих несчастий в «еврейском заговоре»). Перебои в подаче Света связаны с состоянием самого Израиля. Это, во-первых. А во-вторых, это состояние обуславливается не столько злой волей, сколько внезапной дезориентацией.

СИОНИСТСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ (Йом Ацмаут 5772 - 26.04.2012)

У сионизма имелся не только западноевропейский покровитель. В ту же пору, когда среди британских христиан забродили сионистские идеи, Всевышний сформировал также запасную восточноевропейскую «крышу» сионистского проекта (если британцы не поучаствуют «в то время, то спасение и избавление придут к иудеям из иного места» (Эстер 4:14).

Христианский сионизм

Предрекая восстановление государства Израиль, пророк Иешайя нарисовал следующую картину: «Вот Я вознесу к народам руку Мою, и перед племенами подниму знамя Мое, и они принесут сыновей твоих в поле, и дочери твои несомы будут на плечах» (Иешайя 49.22).

Трудно сказать, что это пророчество блестяще подтвердилось, что последние полтора столетия народы тем только и занимались, что относили евреев в Обетованную землю на плечах. Тем не менее, восстановление государства Израиль произошло с согласия, а в некоторых пунктах даже и при содействии народов.

Прежде всего следует отметить, что согласие народов на восстановление еврейского государства признается традицией необходимым условием его провозглашения. Согласно Талмуду, возвращение евреев в Сион должно быть скоординировано с волей народов. В трактате «Кетуббот» (111а) рассказывается, что рабби Зейра избегал рава Йегуду, потому что хотел взойти в Эрец-Исраэль, а рав Йегуда говорил, что всякий, восходящий из Вавилона в Эрец-Исраэль, нарушает предписание Всевышнего, ибо сказано (у пророка Иеремии): «в Вавилон будут они доставлены и там останутся до того дня, когда Я вспомню о них, сказал Господь, и вынесу их, и верну их на это место». Кроме того, рав Йегуда приводил еще одно место из Песни Песней (2:7): «Заклинаю вас, дочери Иерусалима, газелями или ланями полевыми: не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она». Эти слова, по раву Йегуде, указывают на то, что евреям не следует прежде срока «будить любовь» Всевышнего собственными усилиями и, в том числе, физическим переездом в Эрец-Исраэль, понимаемым как действие мистическое, направленное на то, чтобы ускорить Избавление. Далее, по ходу дискуссии между рабби Зейрой и равом Йегудой, сообщается, что трижды звучащие в Песне Песней слова заклятия, обращенного к «дочерям Иерусалима» (3:5 и 8:4), трактуются следующим образом: «три эти заклятия - почему? Одно – чтобы не поднимались евреи стеной, другое – чтобы не бунтовали против народов мира, третье – ею заклял Всевышний народы мира, чтобы не порабощали они евреев слишком сильно». Это место Талмуда всегда трактовалось в том смысле, что возвращение евреев в Эрец Исраэль и восстановление их государства произойдет при минимальной поддержке народов, по меньшей мере, с их согласия.

Сегодня почти нет иудеев, которые бы спорили с тем, что признание Объединенными Нациями независимого еврейского государства в Эрец Исраэль явилось именно выражением такого согласия. Кто-то скажет, что это признание было почти нечаянным, что оно явилось результатом сиюминутного политического пасьянса. Безусловно, но это не отменяет того факта, что с какого-то момента среди христианских народов стала формироваться политическая воля, направленная на восстановление еврейского государства, что среди народов действительно стали появляться праведники, готовые нести евреев в их родную землю на плечах.

Еще в 1607 году протестантский теолог Томас Брайтман издал в Базеле книгу «Снятие завесы с Апокалипсиса», в которой, ссылаясь на пророков, предвещал возвращение евреев в Палестину и писал об их религиозном праве на эту землю. В XVIII веке эти идеи находят - особенно в Англии - все большее распространение. Епископ Рочестерский утверждал, что восстановление Израиля произойдет около 1866 года. При этом он писал: “Прежде, чем свершится великое возвращение евреев в свою землю, которое будет замечено всеми и станет возможным лишь благодаря усилиям всех народов, произойдет частичное возвращение, которое, по-видимому, станет возможным благодаря благочестию протестантских государств после того, как они отбросят свои предрассудки относительно евреев”.

В 1840 году другой британец - преподобный Эдуард Бикерстет в книге «Восстановление евреев в их собственной стране» писал: «Народу, который неблагочестиво вмешается в их возвращение и использует их как орудие в достижении эгоистических целей, угрожает немалая опасность… Любая помощь, которую наша нация сможет оказать их мирному возвращению… будет угодна Богу Авраама, Исаака и Иакова и станет источником благословения для страны, оказавшей такую помощь».

Русская «крыша»

Между тем у сионизма имелся не только западноевропейский покровитель. В ту же пору, когда среди британских христиан забродили сионистские идеи, Всевышний сформировал также запасную восточноевропейскую «крышу» сионистского проекта (если британцы не поучаствуют «в то время, то спасение и избавление придут к иудеям из иного места» (Эстер 4:14).

Ученики Виленского Гаона передали от имени их учителя следующее загадочное пророчество: «Когда корабли России пересекут проливы Босфора и Дарданеллы, одевайте праздничную одежду, ибо это – предзнаменование прихода Машиаха».

Что мог иметь в виду Виленский Гаон (1720-1797)? Как в его сознании еврейское избавление могло связаться с успехами российской армии? Подсказку мы находим в книге С.Дудакова «История одного мифа». Автор пишет: «Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин (1739-1791), выдающийся политический и военный деятель, отличавшийся к тому же редкой по тем временам веротерпимостью (он дружил с семействами Габлицев и Штиглицев, а в его свите было немало крещеных и некрещеных евреев, большей частью – поставщики армии и осведомители)... внимательно следя за развитием событий в Оттоманской империи и ожидая ее конца, решил в 1786 г. создать… израильский полк. Этот малоизвестный исторический факт заслуживает особого внимания, тем более что в литературной версии он известен по произведению историка и романиста Н.А.Энгельгардта (1867-1942), сотрудника реакционного суворинского "Нового времени":

"- Теперь, господа, прошу вас на смотр нового сформированного мною Израилевского Эскадрона, – сказал светлейший и пошел к стоявшей в конце сада декорации, изображавшей ипподром византийских царей. За нею был широкий плац, усыпанный песком, достаточный, дабы произвести эволюцию хотя бы целому полку..... они уже недурно держатся в седле и если еще подучатся, из них выйдет отличное войско, – пресерьезно говорил Потемкин.

И он стал развивать ту мысль, что когда империя Османов будет, наконец, разрушена, Константинополь и проливы в русских руках, то и Иерусалим более не во власти неверных. А тогда должно в Палестину выселить всех евреев, так как от них в Европе происходят одни плутни. На родине же своей они возродятся. И вот, в предвидении сего и приготовляется будущее палестинское войско».

Об Израильском полку – продолжает Дудаков, - сообщает один из первых "сионистов" XVIII в. принц Шарль Жозеф де Линь (1735-1814), который был другом Потемкина и Екатерины... Однако преждевременная смерть Г.А.Потемкина и революция во Франции помешали сформированию в русской армии воинской части из евреев».

Мы бы могли удивиться, как Виленский Гаон (переживший Потемкина на шесть лет) завещал ученикам свое странное пророчество, если бы не знали, что веком позже (1878) русские войска под предводительством генерала Скобелева непосредственно приблизились к Босфорскому проливу и готовились к освобождению Константинополя.

Так бы тому бы и быть, если бы один шустрый еврей из британского правительства не остановил продвижение российской армии, угрожая самым решительным образом поддержать турок.


 

Недельная глава Торы -

Aryeh Baratz: arie.baratz@gmail.com      webmaster: rebecca.baratz@gmail.com