ТЕОЛОГИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗУМПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ СВЕРХНОВОЕ ВРЕМЯ ТАМ И ВСЕГДА ДВА ИМЕНИ ОДНОГО БОГА МЕССИАНСКИЙ КВАДРАТ ДЕНЬ ШЕСТОЙ ТАМ И ВСЕГДА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АНТИСЕМИТИЗМ КУЛЬТУРА И КУЛЬТ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕРЕШИТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ШМОТ НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ВАИКРА НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - БЕМИДБАР НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - ДВАРИМ HOME POLISH ENGLISH HEBREW E-MAIL ФОТОАЛЬБОМ ПУБЛИЦИСТИКА ИНТЕРНЕТ
НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ - Праздники
top.mail.ru

НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ

ПРАЗДНИКИ И ДАТЫ

ТУ-БИ-ШВАТ

ПРАВЕДНИК, КАК ПАЛЬМА (5777-2017)
СИНАЙСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ (5761-2001)

ПРАВЕДНИК, КАК ПАЛЬМА («Ту би Шват» 5777 - 09.02.2017)

Чем глубже в землю уходит корень, тем роскошнее крона и тем сочнее древесный плод, но сама нижняя сторона дерева остается сокрытой от наших глаз. Но то же и человек - чем более он наполнен чувствами, чем глубже зарождается его «йецер», тем изысканней плоды его духовной работы, тем подлинней его человечность

Четыре мира

Еврейская традиция говорит о четырех Новых годах. Так, в трактате «Рош Ашана» сказано: «Существует четыре новолетия: первое нисана - новолетие царей и трех праздников, связанных с паломничествами. Первое элуля - новолетие десятины от скота. Раби Элиэзер и раби Шимон говорят: первое тишрея. Первое тишрея - новолетие для субботнего года и юбилеев… Первое швата - новолетие деревьев. Это по мнению школы Шамая. А школа Гилеля учит: пятнадцатого числа этого месяца».

Таким образом, иудаизм признает четыре календаря, в соответствии с четырьмя мирами, на которые подразделяется все живое.

15 швата, как мы только что прочитали, наступает новый год растений. Каждый год именно 15 швата растение становится на год старше, что существенно уже хотя бы для того, чтобы выполнить заповедь: «И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его за необрезанные; три года да будут они для вас необрезанными, не должно есть их. А в четвертый год все плоды его посвящены восхвалению Господа. В пятый же год вы можете есть плоды его, и умножатся для вас плоды его» (Ваикра 19:23-25).

В то же время указанные четыре мира являются одновременно также и иерархическими уровнями некоего единого царства жизни. Действительно, как это разъясняется в книге Кузари, все живые существа располагаются по возрастающей следующим образом: над растительным миром возвышается мир животный, над животным – мир человеческий (существо говорящее), а над человеческим - пророческий (Кузари гл 1:31-42).

Подразделение это осмысленно, и сопоставление этих миров–уровней совершенно необходимо человеку для повседневной духовной работы, для осознания своего места и своей миссии. Так, на сопоставлении Израиля и народов основывается союз человека с Богом («Благословен Ты, отделивший святое от будничного, Израиль от народов, субботу от прочих дней»).

Сопоставление себя с животным также является повседневным человеческим занятием. Являясь с одной стороны полноценным зверем, биологическим видом Homo sapiens, человек в то же время обладает измерениями разума и свободы. Другими словами, человеческую особость нельзя ни распознать, ни полноценно постичь и построить без ее повседневного сопоставления с особостью зверя.

Но есть ли у человека что-то общее с растением? Коматозных больных иногда называют «овощ», «растение» (на иврите «цемах»). Неужели это единственное в человеке, что можно уподобить нашим хлорофилловым братьям по жизни?

Можно ли что-то понять и усвоить, сопоставив человека с деревом, далеко не близким родственником человека по иерархии всего живого?

Несомненно. С одной стороны, это возможно по общим соображения: ведь «верхнее» и «нижнее» обыкновенно некоторым образом все же смыкаются, а с другой - это уподобление делает и сама еврейская традиция.

Известное выражение «человек – древо полевое» является некоторым парафразом того «отрицательного» сравнения человека с деревом, которое делается Торой: «разве полевое дерево – это человек…» (Дварим 20:19)

Итак, как мы видим, что несмотря на то, что сопоставление человека и дерева исходно отрицательное («разве можно полевое древо уподобить человеку?»), мудрецы все же представили его положительно, то есть признали, что проведение аналогии между деревом и человеком правомерно. Впрочем, имеются и иные изречения, связывающие человека с деревом, например: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках воды» (Теилим, 1:3).

Как бы то ни было, сравнение с деревом позволяет получить дополнительное представление и о самом человеке, и о его путях служения Всевышнему.

Мы и наши корни

Сопоставление человека с деревом трактуется по-разному. Например, рав Штайнзальц в этой связи пишет: «Каждое дерево растет из земли как ее создание, и у каждого человека есть почва, питающая его. И как дерево чахнет и умирает, утратив связь с землей, так погибает и человек, утратив связь с окружающими. Применительно к индивидууму одна из главных проблем современного человека – отчуждение. Личное одиночество и общая разобщенность людей в наше время – следствие того, что человек не «укоренен в почве».

Между тем в глаза бросается еще одна аналогия: биологическая анатомия дерева является некоей наглядной схемой человеческой анатомии духа.

Любуясь кронами деревьев, мы редко вспоминаем о том, что где-то под землей совершенно невидимо для нас ветвится такое же по размерам древо его корневой системы. Действительно, корни почти зеркально отражают крону: чем глубже в землю уходит корень, тем роскошнее крона и тем сочнее древесный плод, но сама нижняя сторона дерева остается сокрытой от наших глаз.

Но то же и человек - чем более он наполнен чувствами, чем глубже зарождается его «йецер», тем изысканней плоды его духовной работы, тем подлинней его человечность. В этом отношении позволительно сказать, что с деревом схож не человек вообще, а именно праведник, как сказано: «Праведник, как пальма расцветет, как кедр в Ливане возвысится» (92:13), что хорошо видно из притчи из трактата «Сукка» (52.а): «В будущем Пресвятой приведет злое побуждение и убьет его на глазах праведных и нечестивых. Праведным он покажется высокой горой, а нечестивым - ниточкой с волос. Те и другие будут плакать. Праведники плачут и говорят: «Как смогли мы одолеть такую высокую гору?». А нечестивцы плачут и говорят: «Как это мы не могли одолеть такую тоненькую ниточку?».

Если человек терпелив, если он полон смирения, то у многих возникает ощущение, что он таков сам по себе, что такова его природа. На самом же деле – это всегда плод серьезной работы. Только когда страсти уходят глубоко внутрь и оттуда питают дух жизненной силой, только тогда крона человеческих достоинств достигает своих вершин. Корень растения - это его воля к жизни, это его «йецер», его одержимая устремленность, которая пробиваясь на десятки метров вглубь почвы, находит источник вод.

«Йецер» - воля человека – это корень его самого, но она напрямую связана с «закалкой», сопряжена с глубиной тех страстей, в борьбе с которыми ей удалось выстоять.

Но не только к «йецеру» сводится «коренная система» человека, с не меньшим основанием ей можно уподобить подсознательную сферу, которую в следующих словах характеризует Виктор Франкл:

«Слой подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого. Другими словами: мы знаем и признаем не только бессознательное в виде влечений, но и духовное бессознательное, и в нем мы видим несущую основу всей сознательной духовности. "Я" не находится во власти "Оно", но дух покоится на бессознательном.

Теперь, для того чтобы более детально пояснить, что мы имеем в виду под "духовным бессознательным", мы хотим воспользоваться в качестве модели феноменом совести.

То, что называют совестью, по сути, погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе. Ведь большие и подлинно экзистенциальные решения в жизни человека всегда нерефлексируемы и тем самым неосознанны; истоки совести восходят к бессознательному.

В этом смысле совесть можно назвать также иррациональной; она алогична или, еще точнее, дологична. Ведь подобно тому, как существует донаучное и онтологически предшествующее ему дологическое познание бытия, так существует и доморальное постижение ценности, которое принципиально предшествует любой эксплицитной морали. Это и есть совесть.

Если мы, однако, зададим себе вопрос, почему совесть функционирует обязательно иррационально, то нам необходимо учесть следующий факт: сознанию открыто сущее, совести же открыто не сущее, а скорее, напротив, то, что еще не существует, а лишь должно существовать».

ПРАЗДНИК ДЕРЕВЬЕВ («Ту би Шват» 5761 - 2001)

Благоприятный месяц

Сегодняшний день - пятнадцатый день месяца Швата, «Ту би-Шват», хорошо известен всем как «новый год деревьев», как праздник деревьев.

Но прежде чем рассказать об этом дне, несколько слов стоит уделить и самому месяцу, месяцу Шват.

Зимний месяц Шват cоответствует зодиаку Водолея, который считается знаком всего Израиля. Согласно еврейской астрологии каждое из колен Израилевых имеет свой зодиакальный знак, но Водолей (по-еврейски «Дли») символизирует весь Израиль.

В еврейской астрологии речь, разумеется, идет не о природной предопределенности, не о подчиненности еврейской судьбы влиянию каких-то звезд и созвездий. Речь идет о некоторых общих природных свойствах еврейской души, которые себя по-разному проявляют в зависимости от свободы выбора, свободы, которая полностью за человеком сохраняется.

Попутно можно отметить, что в еврейской астрологии связанность природы и духа обратная той, что имеется в виду в обычной астрологии. Не дух подчиняется здесь природным законам, а в природе проступают духовные смыслы. Так вода (которой отвечает знак Водолей) символизирует в этом мире Тору, письменную Тору (устную символизирует оливковое масло). И соответственно Израиль, открытый Торе и предназначенный ей, связан с этим (водным) знаком и с этим периодом, периодом дождей. Не случайно Моше начал возвещать книгу Дварим перед лицом всего Израиля именно в месяце Шват.

Как бы то ни было, месяц этот считается временем благословений, временем, благоприятным для Израиля. И именно в этом месяце производится подсчет возраста деревьев. Это также трудно признать случайным. Ведь деревья, растительность вообще – сущности исключительно позитивные. В любой религиозной традиции грядущий мир устойчиво ассоциируется с садом. В иудаизме рай так и именуется: «пардес» - плодовый сад.

Четыре начала

Трактат Талмуда «Рош Ашана» начинается следующей мишной: «Существует четыре новолетия: первое нисана - новолетие царей и трех праздников, связанных с паломничествами. Первое элуля - новолетие десятины от скота. Раби Элиэзер и раби Шимон говорят: первое тишрея. Первое тишрея - новолетие для субботнего года и юбилеев… Первое швата - новолетие деревьев. Это по мнению школы Шамайя. А школа Гилеля учит: пятнадцатого числа этого месяца».

Итак, в иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого тишрей) история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц - элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц шват) - растений.

Необходимость двух человеческих летоисчислений - израильского и всеобщего - коренится в двуначалии Торы, в дихотомическом устройстве мира, восходящем к двум именах единого Бога (Элоким и тетраграмотон). Господь Израиля - одновременно также и Бог всего мира, всего человечества.

Это то, что касается человека, это то, что касается духовного мира. Но как мы видим, природный космос также имеет два новолетия, в соответствии с глобальным разделением всего живого на животный и растительный мир.

И это понятно: как человечество разделено на Израиль и народы, так и природа разделена на животный и растительный миры. Таким образом, в продуктивности разделения живых существ на животные и растения (дополняющие и обеспечивающие взаимные потребности) просматривается духовная и смысловая продуктивность разделения человеческого рода на евреев и народы.

Практическая же необходимость таких «природных» новолетий связана с тем, что скот и плоды растений служили храмовыми приношениями, а для того чтобы определить, когда и какие приношения можно делать, необходимо было знать их возраст.

Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: существует закон, запрещающий использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается «Ту би-Шват».

Как бы то ни было, но растительный мир имеет в иудаизме свою собственную хронологию. Причем традиция дает этому характерное разъяснение. В Иерусалимском Талмуде приводится такая агада: «Увидели, что человеку дан Новый год, пришли и сказали: Написано в Торе, что человек - древо полей. Человек символизирует дерево, а дерево - человека. А если так, если у человека есть новолетие, то и у деревьев по справедливости должно быть новолетие. И поскольку в словах деревьев был смысл, то слова их были приняты. Сказали им: в какой месяц хотите, чтобы было ваше новолетие? Ответили деревья: поскольку мы нуждаемся постоянно в воде, то в месяц шват, зодиак которого водолей».

Итак, растения, как человекообразные сущности, как предметы, отражающие реалии духовного мира, заслуживают своего летоисчисления, признаются причастными не только космосу, но по-своему также и истории.

Праздничный устав

Хотя день пятнадцатого швата и именуется «Рош Ашана», именуется «новолетием», ничем знаменательным от будничного дня он не отличается. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселию, и он никак не упоминается в молитвах.

Что же касается сельскохозяйственного смысла этого праздника, то он вторичен. Во всяком случае, в «праздник посадок» «Ту би-Шват» превратился относительно недавно, только в XIX веке, с возникновением сионизма.

И в то же время - в отличие от новолетия животных - новый год растений еврейская община отмечает. Во всяком случае, в Эрец Исраэль «новолетие» растений - это также и день обновления Земли, день плодов Земли, которые в этот день появляются на праздничном столе.

Обычаев, связанных с трапезой на «Ту би-Шват», существует немало, и об одном из них, относительно малоизвестном, я бы хотел сейчас упомянуть, ибо благодаря ему мы можем оценить, какой глубокий смысл может придаваться традицией этой, на первый взгляд, невзрачной, «растительной» дате.

В XVI веке в Цфате под водительством раби Ицхака бен Шломо Лурии (Аризаля) был разработан «седер», специальная трапеза, во время которой – по аналогии с пасхальным «седером» - предписывалось выпить четыре бокала вина и съесть до тридцати разнообразных фруктов.

Четыре бокала, которые предписывается испить по ходу этой трапезы, символизируют четыре времени года. Соответственно начинается трапеза белым вином, продолжается розовым и заканчивается красным.

Первый «осенний» бокал наполняют чисто белым вином. Благословение произносится такое же, как и в обычные праздники:

«Благословен Ты, Царь мира, который избрал нас из всех народов, и возвысил над всеми языками и освятил Своими заповедями. И дал нам памятные даты для радости, праздники и времена для веселья, и этот день пятнадцатого швата, день молитвы и благословения земли. Так как нас Ты избрал, и нас посвятил из всех народов и святые праздники с радостью и весельем завещал нам. Благословен Ты, освящающий Израиль и времена»

Второй бокал, зимний, наполняется преимущественно белым вином с добавками красного. Этот бокал посвящается деревьям Эрец Исраэль.

Третий бокал - весенний. Белое вино смешивается в нем с красным поровну.

И наконец, четвертый бокал, соответствующий лету, наполняется полностью красным вином.

Продумана и трапеза. Плоды деревьев употребляются в соответствии с их духовными смыслом. В частности, в этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их организацией, в связи с соотнесением их съедобных и несъедобных частей.

В книге Хаима Витала «Эц Хаим» виды фруктов разделяются в соответствии с мирами творения: миром «асия», миром «яцира», миром «брия». Мир «асия» символизируется фруктами, кожура которых выбрасывается, а внутренность съедается; мир «яцира» - теми фруктами, поверхность которых съедается, а внутренняя часть выбрасывается; а мир «брия» - теми фруктами, которые съедаются целиком.


 

Недельная глава Торы -

Aryeh Baratz: arie.baratz@gmail.com      webmaster: rebecca.baratz@gmail.com